вторник, 4 сентября 2012 г.

Хорватская Далмация: много солнца в очень теплой воде

Хорватия никогда не была страной моей мечты. Даже несмотря на восторженные отзывы уже побывавших в ней. Каменистые пляжи и бетонные платформы энтузиазма не вызывали, а, главное, пугала необходимость обязательного предоставления ваучера о проживании. Услугами российских турфирм мы не пользуемся, а вступать в переписку с хорватскими владельцами жилья и запрашивать у них какие-то ваучеры казалось излишне хлопотным. Но вдруг я узнала, что поездка в Хорватию для россиян возможна по Шенгенской визе, без всяких там ваучеров . Это стало решающим фактором для того, чтобы все-таки увидеть эту неизвестную Хорватию.

Наступил период чтения хорватских отчетов, которые обычно я, в лучшем случае, просматривала по диагонали. Главной «путеводной звездой» стал авторушник Сергей Лопухов – большой знаток и поклонник Хорватии. Перечитала его отчеты по много раз и изрядно замучила вопросами – спасибо, Сергей, за терпеливые ответы, подчас на повторяющиеся вопросы! Направление было выбрано однозначно: Далмация, предпочтительнее Южная. Правда, никак не могла принять решение, куда лететь: в Дубровник или Сплит. Пока металась, бюджетные билеты на Дубровник закончились. Таким образом, в декабре 2011 года были куплены билеты Хельсинки – Сплит, авиакомпания SAS/Blue1, стоимостью 560 евро на двоих взрослых и ребенка неполных трех лет.

30 июня в 11 утра мы приземлились в аэропорту Сплита. Довольно оперативно получили забронированную за десять дней до вылета через EconomyCarRentals машину, ей оказался Хендай i30 (около 24 евро в сутки с детским креслом). Местной конторой выступила Uniline, которая при выдаче машины оставила крайне приятное впечатление, но в итоге изрядно разочаровала (об этом позже).

Планы были таковы – сперва «заглубиться» как можно дальше в Южную Далмацию, в идеале – на полуостров Пельешац, а затем вернуться ближе к аэропорту. Жилье искать на месте. Пельешац, вдохновенно описанный Сергеем Лопуховым, манил несказанно. Но уже перед самым выездом, прикинув расстояние и время в пути, я поняла, что марш-бросок туда будет слишком тяжел и надо выбрать иное место. Но какое? Хотелось пляжа в соснах и максимального уединения. Макарску отмели – слишком большой и оживленный курорт. Взяли ориентир на Дрвеник, заочно понравившийся по описанию все того же Лопухова, ну – или что-то иное в тех же краях.

Как же интересно, наконец, увидеть места, о которых столь много прочитано в Интернете и в очертания которых я пристально вглядывалась на гугловских картах! Вот мимо проплыл Сплит, удививший обилием техногенных сооружений и нелепых многоэтажек. За Сплитом движение по узкой Ядранской трассе чуть ускорилось, а море подступило совсем близко – оххх, какое же море, невообразимого изумрудного цвета! Хотелось немедленно выскочить из машины и присоединиться к счастливчикам, полоскавшимся в морских объятиях, или даже бросить якорь в первом же поселочке. Однако приморские поселочки, расположенные вдоль трассы (типа Dugi Rat), не слишком богатые зеленью, с узкими пляжами все-таки не казались лучшим вариантом для базирования.

А вот и Омиш – город, который я обязательно планировала посетить не только проездом, и эти планы  позднее сбылись! Но пока, проезжая через его центр, восхищаемся роскошной тенистой аллеей. В Омише близко уже не только море, но и горы, сопровождающие нас на протяжении дальнейшего пути. За Омишем дорога становится еще более живописной, а растительность – все пышнее. Как же я уже люблю эту Хорватию!

Омиш, аллея
 Проезжаем Брелу. Об этом месте я тоже подумывала, но поселок скрывается где-то далеко внизу, и спускаться туда по серпантину неохота. Макарска даже при беглом взгляде производит впечатления местного Сочи (позднее предприняли попытку заехать в нее для более детального ознакомления и быстренько ретировались – пробки, сплошные платные парковки, переполненные машинами, толпы народа, даже нервишки от такой картины излишне напряглись). Замечаем супермаркет Konzum слева на краю шоссе – ага, вот сюда мы и приедем за продуктами!

Игране – до чего красивый поселок, наверное, название получил от слова «игрушка» :) Где-то здесь должна остановиться семья Валеры Луничкина (lvg_64 в ауто.ру). Они добирались до Хорватии на машине из Саратова и планировали приезд в тот же день, что и мы. Но в Игране мы почему-то не свернули. Потом заезжали в этот поселок, и он нам очень понравился!

Кстати, как и предупреждали знатоки, повсеместно на трассе, особенно в местах съезда в поселки, встречались люди с табличками Apartments. И в самих поселках у домов видели множество объявлений о свободных апартаментах и комнатах. Так что в Хорватию вполне можно ехать "дикарем".

Долго ли, коротко ли (чуть более чем за два часа), доехали мы до Дрвеника (Drvenik Gornja Vala). Съехали в поселок с трассы и вкатили на оживленную набережную. По ней прогуливались толпы народа, узкий пляж был обильно завален тушками отдыхающих. Переглянулись и решили вернуться в обратном направлении, по пути встречались указатели еще на какие-то поселочки.

Свернув на первом же замеченном съезде, мы оказались в Живогошче Блато (Živogošče Blato), о чем узнали уже позднее. Также позднее выяснилось, что первый поворот в поселок мы благополучно пропустили – если бы поехали по нему, то попали бы в центральную и не самую живописную часть, расположенную на горушке над морем. А так мы очень плавно спустились к самому морю и, свернув направо по уютной набережной, оказались на самом краю поселка.  Остановились на паркинге, дабы оглядеться. Но оглядеться не успели – тут же из пустоты нарисовался парнишка-парковщик. Пока он мусолил парковочную бумажку, поинтересовались, где можно снять апартаменты. «А вот здесь», - указал он рукой на симпатичный дом рядом. Отправились смотреть. Апарты понравились очень: 2 спальни, между ними кухня, 2 балкона, 2 санузла с туалетом и душем, ТВ, Интернет. Но цена… Хозяева запросили 110 евро. В результате переговоров стоимость упала до 90, что тоже, конечно, не особо бюджетно. В принципе, такие большие апартаменты, рассчитанные на 4 человек+, в идеале – большую семью – нам нужны не были, но все другие в доме были заняты (кстати, апартаменты на двоих там есть и за 60 евро). Но ехать куда-то еще из этого милого места не хотелось – и сам поселок понравился, и расположение дома было идеальным: прямо на берегу моря, от порога до пляжа – ровно 35 шагов (специально посчитала :)), а уж какие виды открывались с просторного балкона!

Вот он - весь Живогошче Блато, вид с моря. Наш дом - самый крайний слева (помечен стрелочкой).

Наши апартаменты - на втором этаже, слева.

Вот это роскошное дерево бугенвиллеи заглядывало прямо на балкон.

Умиротворяющие виды с балкона: море, горы, а ночью - еще и луна. Созерцать можно бесконечно, следя за изменением цветовых тонов. Что мы и делали до глубокой ночи.

На пляже весьма крупная галька, без тапок ходить трудно. Вода - изумительная: очень прозрачная и очень комфортная по температуре.

Впервые столкнулись с манерой еще с вечера занимать места на пляже вот таким способом (в поселке, куда мы впоследствии переехали, эта мода была еще более распространена).

Пляж тянется вдоль всего поселка. А за холмом, в который практически упирался наш дом,  имеется еще дикий пляж. Но идти до него около получаса по узкой тропе, а потом еще карабкаться вниз. Мы пошли было, но не дошли. Зато полюбовались с вершины холма морскими пейзажами.

Прогуляемся немного по поселку. Эта набережная - практическая единственная его улица. Днем - довольно оживленная, а к вечеру почти безлюдная.

В Живогошче есть маленький порт. Однажды из него мы отправились на остров Корчула, но об этом - чуть позже.

Сфера обслуживания соответствует скромным размерам поселка. На набережной представлены пара киосков с фаст-фудом, фруктово-овощная лавка (с отличным ассортиментом!), она же по совместительству торгует пляжными принадлежностями и сувенирами. Продуктовый магазин в поселке всего один - малюсенький сельпо, в котором можно купить лишь самое необходимое. Так что продуктами мы затаривались в больших супермаркетах в Макарски, примерно в 20 км. Неплохой маркет был обнаружен и в более близком поселке Подгора.

Ресторанов в поселке мы насчитали четыре. Один из них - при апарт-отеле "Адриана" - нам понравился больше всего: очень спорое и дружелюбное обслуживание, вкусно, огромные порции, морепродукты - свежайшие! Особо пленили кальмары-гриль и мидии.

А первое блюдо, которое я отведала в Хорватии в первый же день - салат из хоботницы, т.е. осьминога, о котором я много читала и мечтала попробовать. Объедение! Даже сфотографировать не успела (как и многие последующие салаты из нее, лишь в последний день исправилась)! В тот первый ресторан мы пришли без копейки местных денег, были только евро. Предварительно спросили у официанта, удастся ли расплатиться. Ответ растрогал: можете поесть, а заплатить завтра, когда деньги поменяете, но и евро тоже возьмем.

К вечеру первого дня наконец-то удалось установить связь с семьей Луничкиных. Валерины смс-ки я исправно получала, но мои ответы ни на один из их телефонов по загадочной причине не приходили. Помог Интернет. Каково же было наше взаимное удивление, когда мы узнали, что живем в одном и том же поселке! При том, что они были уверены, что их заранее забронированные апарты находятся в Игране, а мы изначально планировали жить на полуострове Пельешац. Так что встреча на Эльбе на Адриатике состоялась, и вместе мы провели несколько душевных вечеров в компании кальмаров, хоботниц, траварицы и прочих хорватских деликатесов :)

В один из обычных, казалось бы, вечеров 3 июля, жизнь нашего тишайшего поселка неожиданно преобразилась. На набережной у порта появились шипящие мангалы с жарящейся рыбой, к которым выросли длинные очереди, а на эстраде зажигали местные звезды. Задорные хорватские мотивы раздавались часов до двух ночи. А на следующий день с утра пораньше нас ждало морское путешествие на остров Корчула. От таких же плохо выспавшихся попутчиков наутро мы узнали, что вечернее шоу именовалось праздником макрели, ежегодно отмечающимся в начале июля поочередно во всех поселках.  На душе полегчало - мы-то было подумали, что, подобные праздники ждут нас теперь каждый вечер! Кстати, после праздника народа в поселке заметно прибавилось - видимо, праздник макрели символизирует наступление горячего сезона.

Праздник макрели

Морская прогулка на Корчулу оказалась приятной, но немного утомительной - все-таки три часа в одну сторону (почти как на самолете из Хельсинки до Хорватии). Но виды с палубы кораблика гораздо завлекательнее пейзажей из иллюминатора самолета.

Огибаем остров Хвар, поднимающиеся за ним горы - это уже полуостров Пельешац.

Обогнули "нос" Пельешаца - и вот, наконец, Корчула!

На суше, в столице острова, также называющейся Корчула, у нас было около 3 часов. За это время обошли маленький, очень живописный городок и зависли в одном из многочисленных ресторанчиков на набережной, заказав по салату из любимой хоботницы. А ребенок подсел на местные маслины - легко умял мисочку.

Из-за столика наблюдали за оживленным траффиком в прибрежных водах между Корчулой и Пельешацем - множество катерков, яхт, прогулочных корабликов, с палуб льется музыка. На этом вот веселом кораблике, курсировавшем туда-сюда, вообще была дискотека. Совсем иная атмосфера, нежели в нашем Живогоще.

А это - корчульский "пляжик", прямо под нашим рестораном.

На обратном пути нас ждало скромное угощение - макрель и капустный салат. Некоторые утомленные путники приняли горизонтальное положение.

Чайки, вероятно, были хорошо осведомлены об обеде и дружно сопровождали наш кораблик.

Полуостров Пельешац, о котором я столько мечтала и на который уже удалось взглянуть во время морской прогулки, не давал покоя. И мы-таки до него доехали! Путешествие очень понравилось - и ехать-то всего два часа, но за это время удалось увидеть потрясающе разные пейзажи и удивиться природному разнообразию Хорватии!

Первое изумление - Бачинские озера

Вскоре за Бачинскими озерами Хорватия горная превращается в Хорватию равнинную. Море куда-то отступает и его место занимает плодородная долина, прочерченная многочисленными каналами. Пейзажи напоминают тайские или вьетнамские.

Границу Хорватии с Боснией прошли практически незаметно. На территории Боснии заправились бензином, а на обратном пути прикупили кое-что в супермаркете. Честно говоря, особой дешивизны по сравнению с Хорватией не почувствовали - те же цены (может, конечно, ошибаюсь, точно не пересчитывали с одной валюты на другую).

А вот на въезде из Боснии  в Хорватию мы попали в пробку, в которой медленно тащились около получаса. При этом интересно, что на выезде из Хорватии у нас попросили паспорта, а на въезде в нее снова - ничего не попросили, хотя некоторые машины останавливали для проверки документов. Кстати, на обратном пути документы не попросили ни на одной границе.

В пробке на выезде из Боснии в Хорватию. Справа  в море видны плантации мидий и устриц
На Пельешаце мы осмотрели лишь мизерную часть - городки Стон и Малый Стон, расположенные при въезде на полуостров. И еще искупались на песчаном пляже Prapratno примерно в трех км от Стона.

Никак не предполагала, что Стон и Малый Стон окажутся такими крошечными! Последний я бы переименовала в Микро-Стон. Крепостная стена, соединяющая два городка, впечатляет! Но мы на нее забираться не стали - очень уж жарко было.

Малый Стон
Стон
В Малом Стоне исполнилось то, что я мечтала осуществить на Пельешаце - поедание устриц :) Устриц в обоих городках подают практически повсюду, но мы по совету бывалых выбрали известный ресторан Kapetanova kuća. Не пожалели, поскольку получили настоящее удовольствие! Ценник там повыше, нежели в других ресторанах, но еда и сервис - отменные. Даже к сервировке блюд подходят творчески. Можно смело рекомендовать!

Ресторан стал приятным завершением поездки на Пельешац. Но до его посещения мы, как я уже упомянула, провели пару часов на пляже Prapratno. Вообще в моих планах было доехать до Жуляны - одного из мест возможного размещения на полуострове на стадии планирования хорватской поездки. Но дороги Пельешаца оказались такими узкими и извилистыми, что, проехав некоторое время, мы поняли, что путешествие затянется. Приняли решение развернуться и спуститься в маленькую симпатичную бухточку, замеченную по дороге.  На одном краю бухты обнаружился маленький порт, откуда как раз отправлялся паром "Ядролинии", а на другом - пляж. Настоящий ПЕСЧАНЫЙ ПЛЯЖ! Практически невиданное зрелище в Хорватии!

Кое-кто тут же с упоением принялся копать!

В лесочке за пляжем расположен кемпинг - очень уютный и укомплектованный всем необходимым: кафешками, душами, помещением для мытья посуды и т.п. Никогда не жила в кемпингах, но подумалось, что в таком вполне можно было бы остановиться..

По дороге с полуострова Пельешац любовались речной дельтой справа от шоссе.

Вдоль шоссе у реки непрерывном рядом стояли лотки, торгующие фруктами и разнообразными ликерами-настойками. Мы, будучи фанатами анисовки, остановились осведомиться о ее наличии у одного из лотка. Но анисовки и там не оказалось, как не встречалась она нам ни в одном из магазинов (странно, кстати, кусты аниса в Хорватии мы видели, повсюду в Средиземноморье и  не только напитки из нее производят, а вот Хорватия - исключение).

Хозяйка лотка оказалась очень радушной, предложила целую дегустацию ликеров, а вдобавок угостила ребенка куском арбуза. Так что уезжать без покупки было неудобно, прикупили бутылек грушевки - в подарок маме.

Из ближайших к Живогошче Блато мест нам очень приглянулся поселок Подгора, ездили прогуляться по нему несколько раз. Поселок небольшой, но по сравнению с нашим - просто центр цивилизации: и сувенирные лавки, и кафе с ресторанами, и продуктовые магазины, несколько гостиниц. При этом нет такой толчеи, как в Макарски, очень зелено, приятные пляжи - как протяженные, так и уединенные. Единственное - на море довольно часто волнение (в этом плане Живогошче Блато удачно закрывает мыс и достаточно близко подходящий "хвост" острова Хвар).

Небольшая фотопрогулка по Подгоре

В Живогошче Блато мы прожили 10 дней. Вообще мы бы остались в этом уютно поселке и подольше, но апартаменты надо было освобождать, так как в них заезжали другие отдыхающие. Хозяин предлагал подыскать нам другое жилье в поселке, но другого не хотелось. К тому же, в изначальных планах на этот отпуск предполагалось пожить в разных местах. Так что мы приняли волевое решение переезжать.  Новое место было подобрано заранее: в конференции авто.ру я прочитала рассказ о поселке Сегет Враница, расположенном рядом с городом Трогир (Трогир как раз очень хотелось увидеть). Поселок заочно оставил приятное впечатление, так что я связалась с хозяйкой туристического агентства (кстати, россиянкой), которая и подобрала нам жилье.

Наутро в день отъезда нас вышла провожать вся большая семья хозяев. Уезжать и так не хотелось, а из-за трогательного прощания на душе стало совсем грустно. Так, смахивая слезы, и отправились в новые места, правда, по уже знакомой дороге, по которой приехали из аэропорта...

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. СЕГЕТ ВРАНИЦА

А - Живогошче Блато, В - Сегет Враница

Любопытно было смотреть на уже виденные места, но теперь в обратном направлении. Отметили, что регион Макарски - определенно самый зеленый и живописный. На подъездах к Сплиту и далее уже нет таких мощных и красивых гор, лишь какие-то холмики.

Сегет Враницу (Seget Vranjica) нашли легко.  Первое впечатление - каменный мешок (по сравнению с Живогошче). Первое удивление - бесплатные парковки везде, даже на набережной.

На этот раз наше жилье располагалось в доме городского типа - очень уютная, хорошо оборудованная квартирка. Гораздо меньше предыдущих апартаментов, но зато и дешевле - 70 евро в сутки. Не на берегу, но с душевными видами на море с балкона.

Обустроившись, пошли искать пляж. И тут нас ждал шок - пляжей не было, вместо них - обрывистые скалистые берега с каменными валунами или бетонными плитами, с которых в море вели лесенки.

Понурые вернулись домой. В голове роились мысли, что отдых ребенка безнадежно испорчен - в таких условиях купаться и комфортно пребывать на берегу невозможно. Вечерний выход в один из ресторанов оптимизма тоже не добавил - не особо вкусно и не особо уютно (кстати, по сравнению с двумя другими позднее посещенными ресторанами, тот первый оказался самым лучшим, если так можно сказать. Так что предпочитали питаться дома).

Вечером такая грусть-тоска на меня накатила, что принялась я безудержно рыдать и причитать о возвращении обратно в любимый Живогошче. Проснулась опухшая от рыданий. А тут - новый сюрприз: нет воды, вообще! Хозяева клятвенно заверили нас, что такое случается крайне редко - произошла авария на центральном водопроводе. И, действительно, больше подобных неприятностей не было. Воду дали довольно быстро, так что я не успела начать собирать чемоданы, чтобы вернуться  Живогошче :) Хозяева же очень удивились нашим жалобам на отсутствие пляжей и объяснили, что просто надо идти в другую сторону: Сегет Враница расположен на мысу, с одной стороны которого - открытое море и скалистый берег, а с другого - бухта и пологий пляжный берег. Вот он:

До обнаружившегося пляжа пешком, под горку, было минут 20. Но мы предпочитали ездить на машине, за пару минут, благо на дороге вдоль пляжа практически всегда находилось бесплатное парковочное место, правда - не всегда в тени. Достаточно протяженная, но узкая пляжная линия состояла из серии пляжиков, ограниченных пирсами для лодок.  С края, вдоль дороги, довольно густая поросль деревьев,  но места в тенечке были надежно оккупированы жителями ближайших апартаментов и просто наглыми гражданами, оставлявшими даже на ночь полотенца, подстилки, палатки и прочий атрибут. Но, если придти пораньше, то все-таки пристроиться в тени удавалось. А во второй половине дня она особо и не была нужна.

На пляже - мелкий камень, но не галька, а что-то типа щебня, довольно острого. На входе в воду много камней, но среди них проложены дорожки. Мы на всякий случай постоянно пользовались тапками, поскольку в камнях у берега в массовом количестве были замечены ежи, некоторые даже подбирались близко к дорожкам, мы их вылавливании лопаткой и бросали подальше в воду.

Еще встречались вот такие забавные зверьки - рачки-отшельники. Хотели взять с собой хоть одну симпатичную ракушку, но в каждой обязательно обнаруживался обитатель - пришлось всех отпустить на волю.

Вода из-за закрытости бухты, а также обильной водной растительности не была такой же изумительной, как в Живогошче, но, в принципе, весьма прозрачной, приятной и теплой. И для детей более подходящей, так как спуск был пологим и глубина не начиналась сразу же от берега.

Еще один довольно приятный пляж находился в окрестностях отеля Medena, идти к нему  надо было вдоль того самого скалистого берега, через густой сосновый лес. На пляже и вокруг - изобилие благ цивилизации в виде кафешек, ресторанчиков и киосков. Дорога красивая, но уж больно длинная - около получаса. Так что мы туда сходили лишь один раз.

По дороге к этому пляжу, гораздо ближе к поселку встретилась маленькая симпатичная бухточка. Но, ужас, как же она была замусорена! Удивительно пренебрежительное отношение к пляжам при таком их дефиците!

по дороге через лес к пляжу Медена

Одной из первых поездок по окрестностям (не считая Трогира, который был совсем рядом) стала вылазка в Омиш.  Доехав до него, сперва отправились вдоль каньона реки Цетины. Какое же мы испытали там блаженство - ветерок и температура воздуха 29 градусов, при том что в Сегет Вранице она порой достигала 35.  И - великолепные умиротворяющие пейзажи.

Сам Омиш тоже не разочаровал, особенно его старинный центр с узкими улочками.  Порадовало наличие бесплатной парковки недалеко от центра. Она находится  на выезде из города вдоль реки Цетина, сразу за туннелем (перед туннелем парковка платная).

Прогулялись по старому городу. В крепость на лазили - больно уж высоко.

О ДРУГИХ ПОЕЗДКАХ. В "тупике" залива, на берегу которого расположен и Сегет Враница, находится поселок Марина.

По дороге к Марине, буквально в паре минут поездки от Сегет Враницы, есть ферма по выращиванию мидий и устриц. Мидий мы один раз там купили и впервые сами приготовили, получилось вкусно, но мало - уж очень мелкими они оказались. А вот устриц не было, хотя, если я правильно поняла служителя, их не было временно. В ресторанах Сегет Враницы устрицы тоже отсутствовали, даже в ресторане под названием "Каменица" ("Устрица"). По словам официанта - не сезон. На наш вопрос, а почему же на Пельешаце - сезон, он ответил... что туда устрицы поставляются из  Черногории. Вот ведь фантазер! Кстати, даже если это так (хотя на Пельешаце - свои фермы по разведению устриц), то почему тогда в соседней Черногории с устрицами лучше, чем в Хорватии?

Марина, оправдывая свое название, является пристанищем для многочисленных яхт и лодок. Как курортный поселок ее вряд ли стоит серьезно рассматривать  (если Вы не яхтсмен) - пляжей практически нет, вода мутновата. Зато очень много ресторанов вдоль набережной, а самый помпезный, судя по всему, располагается на первом этаже внушительной башни.

В Марине создается ощущение, что море закончилось. Но если отправиться дальше по дороге №8, то скоро море появится снова. Примерно в получасе езды от Сегета по этой дороге размещается живописный городок Примоштен, старая часть которого находится на полуострове.

Примоштен
Виды на городок прямо так и манят в него заглянуть. Что мы и сделали. Но, при всем желании, близкое знакомство не состоялось. Мало того, что парковки повсеместно платные, так еще и все заняты, машину приткнуть негде. В поисках паркинга заехали в район вилл, расположенный в сосновом лесу в удалении от центра. Улицы там были абсолютно пустые, но везде - знаки о платной парковке. Удивительная история! Парковать машину платно и потом долго брести в центр не захотелось.

Дорога до Примоштене проходит вдали от моря, но периодически встречаются ответвления мелких дорожек к морю. По одной такой, на которой стоял рекламный плакат с чудесной фотографией приморского поселка (Sevid), мы свернули. Долго тряслись по узкой извилистой дороге, почему-то на встречу все время попадались груженые фуры, с которыми еле-еле удавалось разминуться. И вот, наконец, внизу показалось море и чудесный маленький полуостров. Мы подумали, что там-то, наверняка, притаился рай.

Но рая (для нас) не обнаружилось. Хотя сам поселочек весьма мил, много сдающихся апартаментов, некоторые на вид чудесные.  В наличии пара магазинчиков. Но с пляжами - засада. Слева, если смотреть на полуостров, береговая линия с бетонными пирсами. В воде (очень прозрачной) - толпы ежей.

Справа - узкая полоска пляжа вдоль местной дороги, уже не только пирсы, но и заходы в воду по гальке.

Интересно, что практически у всех виденных там машин были польские номера. В то время как в Живогошче встречались в основном чешские машины.

Такие вот дорожные знаки ранее видеть не приходилось :) Они встретились на шоссе между Примоштеном и Мариной. Изображенных животных замечено не было.

Обязательным пунктом программы значилось посещение водопадов Крка. Героические Луничкины ездили туда аж из Живгошче,  а Сегет Враница куда как ближе к этому замечательному месту. Путешествие на водопады все переносилось - ну никак нам не удавалось встать пораньше. Наконец, все-таки переселили себя. Правда, выехали все же не особо рано и добрались до Национального парка около половины одиннадцатого. Заезжать решили через вход Скрадин, откуда  к самому зрелищному и популярному водопаду Скрадинский бук возят кораблики. От главного входа Лозовац до этого же водопада можно добраться на автобусе. По словам бывалых, вход Лозовац спокойнее, там не так много народа. Но хотелось прокатиться на кораблике.

Парковка для машин на обоих входах бесплатная. ВНИМАНИЕ! Почти сразу при въезде на вход Скрадин (и ближе к пристани) размещена парковка, где внимание проезжающих машин привлекают парковщики, приветственно размахивающие руками. Не реагируйте на них, парковка там платная! Далее расположено еще несколько бесплатных паркингов. На одном из таких мы и расположились. Приветливые девушки объяснили, как пройти на пристань, купить билеты, снабдили туристическими буклетами и информацией о... меню ресторана, расположенного напротив паркинга. В который настоятельно рекомендовали заглянуть. А когда мы с парковки уезжали, так просто даже с обидой в голосе спросили, пойдем ли мы в ресторан. Пришлось заверить, что обязательно пойдем попозже, только немножко поездим по окрестностям (в ресторан при парковке мы не пошли, т.к. вкусно пообедали в само парке Крка).

Отправление кораблика (или корабликов, так и не поняла, сколько их, при нас на пристани стояло три, но посадка проходила в два) - всего лишь раз в час, начиная с 9.00. Поэтому и очереди весьма внушительные. Нам повезло, что приехали как раз незадолго до отправления. Очередь была длинной, бестолковой, народ пихался и лез вперед. Думали, что не попадем на корабль и придется ждать следующего, но попали!

В этой "стекляшке" продаются входные билеты на водопады. Если не купить их здесь, то потом можно это сделать на пристани у входа на Скрадинский бук. При посадке на кораблик билеты не проверяются.
Очередь на кораблик
Вид на городок Скрадин с кораблика

Путешествие по реке Крка занимает минут 20. Виды красивые: зеленая вода, камыши, лебеди, живописные холмы, попутные и встречные кораблики.

Водопад Скрадинский Бук, конечно, впечатляет. Но обилие народа как-то приземляет эти впечатления. Толпы купающихся в запрудах и отдыхающих от купания на прилегающих лужайках живо напомнили мне пейзажи на озерах в Ленинградской области. Ну, только что без мангалов с шашлыками.

Ребенка больше природных красот, как обычно, привлекали технические детали (в частности, старая гидротурбина). Таких больших колес он еще  не встречал! Вот бы покрутить!

По Скрадинскому буку можно гулять долго, наблюдая водопадики разного размера.  Но это не легко - сплошные подъемы и спуски. С ребенком особенно не легко. Поэтому мы осмотрели лишь самую малую часть и радостно уселись в ресторанчике, расположенном рядом с резервуарами с форелью. Этой же форелью вкусно отобедали. И - отчалили на кораблике обратно к парковке, без суеты и очередей.

Забрав со стоянки машину мы решили немножко осмотреть другие интересные места Национального парка Крка. Сперва посмотрели с причала на малюсенький остров Висовац, на котором с XV века расположен очень почитаемый францисканский монастырь.

Далее поехали к водопадам Рошки. Единый входной билет в парк Крка дает возможность гулять и по их территории, что мы и намеревались сделать. Но у ребенка были свои планы - он заснул. Так что прогулку (а также запланированное купание в реке Крка) пришлось отменить. Муж с камерой наперевес успел рысью немного пробежаться в тех местах и сделал вывод, что там не менее (если не более) живописно, чем на Скрадинском Буке. К тому же, нет таких толп народа.

И ведь правда, живописно и пасторально!

Осталось рассказать лишь о Трогире (вернее - показать его фотографии). Благо, этот милый городок был совсем близко к нам, мы посетили его несколько раз. Ездили и просто на рынок, и побродить по старым улочкам. Рыночная зона, кстати, в Трогире весьма большая: есть и традиционный рынок с фруктами-овощами-продуктами, и вещевой/сувенирный рынок, а также отдельно стоящий Рыбный рынок (закупиться там можно лишь в первой половине дня, лучше приезжать рано утром).

В Трогире мы провели свой последний хорватский вечер. Очень удачно и быстро выбрали место для прощального ужина (обычно, когда ресторанов вокруг много, а именно так и обстоят дела в Трогире, мы долго мечемся в поисках идеального варианта и не всегда в итоге его обретаем). А тут брели по центру города, и официант одного из ресторанов, пробегая мимо, погладил сына по голове. Отличный маркетинговый ход! :) Мы огляделись по сторонам и подумали, почему бы не остановиться для ужина как раз на этой уютной площади? Кстати, приземлились мы вовремя, пустовавшие соседние столики очень быстро заполнились!

Ресторан Vanjaka нам понравился - и вкусно, и место расположения очень уютное: сбоку от центральной площади, прямо под стеной собора. В конце трапезы на колокольне стал торжественно бить колокол, словно подводя итог нашему пребыванию в славной Хорватии.

В последний вечер наконец-то удалось запечатлеть салат из хоботницы! Он, кстати, был отменным!

В тот вечер в Трогире были какие-то гулянья. На набережной жарили рыбу, выступали певческие и танцевальные коллективы. Впрочем, вполне возможно, что нечто похожее там происходит каждый вечер. Покидать город, окутанный праздничной атмосферой, очень не хотелось, но рано утром нас ждал самолет...

Настроение при расставании с Хорватией подпортили работники прокатной конторы Uniline. Радушие и дружелюбие, проявленные ими при выдаче машины, куда-то испарились. Суровая приемщица подошла к авто и, не осматривая ее, сразу же заученным движением просунула руку глубоко под бампер, поцокала языком и объявила о серьезном повреждении нижней юбки.  Главный менеджер, полежав под машиной, вердикт подтвердил. Никаких повреждений бамперу и другим частям машины мы однозначно не наносили. Но споры ни к чему не привели, да и некогда было долго спорить, время отлета приближалось.  Пришлось дополнительно заплатить 1200 кун. Правда, в последствие через страховую фирму, где была куплена сторонняя страховка, нам вернули почти всю сумму.

Это, безусловно, продуманный развод со стороны прокатной конторы. Если у них не покупаешь страховку, то они вынудят тебя заплатить за повреждения, которые ты не совершал. Особенно этим страдают на континенте (до Хорватии столкнулись с еще более суровым разводом в Ницце со стороны фирмы Avis). На островах же (в Греции, на Канарах, Майорке, Мадейре) никогда с подобным не сталкивались.

Этот случай стал единственным негативным моментом за время пребывания в Хорватии. Причин, чтобы поехать туда снова - предостаточно! Но... с 1 апреля 2013 года  Хорватия  вводит визовый режим с Россией. Это связано с ее вступлением в ЕС 1 июля 2013 года и не позднее чем за три месяца до этого страна обязана изменить свое законодательство в соответствии с требованиями ЕС. Так что, возможно, шенгенские визы действовать не будут, а для получения визы потребуется предварительная броньо жилья. В общем, вовремя мы съездили в Хорватию!

1. БОльшое спасибо за хороший и подробный рассказ! Эльви

2. я тоже очень люблю ездить в хорватию
    больше всего нам нравится отдых на о-ве Млет- в парке на Большом Озере- там реально рай!еще нравится Брелла...
    в этот раз посетим обяхательно повторно... и +пельешак ...
    Саша

3. Добрый день! Хочу опубликовать ваш отзыв о прокатной конторе на сайте http://rentcarus.ru
    Скажите, а прокатная контора какая в итоге, Uniline или Europcar? А то у вас данные разнятся

4. Руслан, публикуйте. Контора была Uniline, бронировали через EconomyCarRentals. Я уже исправила в тексте.