пятница, 16 мая 2014 г.

Из Мадрида на север и обратно

Давно хотелось в Мадрид. А также очень давно хотелось посетить северные области - Галисию и Астурию. На майские праздники 2014 удалось совместить обе мечты. Вечером 5 мая мы прибыли в Мадрид, а утром 7 отправились в северные края. Вечером 11 мая вернулись в Мадрид, из которого улетели утром 13 мая. Путешествие выдалось удручающе коротким - на Север времени не хватило! Так, вообще не охваченной осталась прибрежная Галисия (за исключением малюсенького кусочка), которой изначально я планировала уделить основное внимание. Выпали из маршрута ряд городов Астурии, в том числе Хихон - решительно не успевали! Зато добавились какие-то незапланированные места. Главный вывод - на Север надо (и очень хочется!) поехать еще. А вот Мадрид особо сильных эмоций не вызвал, ожидала большего.

Итак, в полдевятого вечера 5 мая мы приземлились в аэропорту Барахас. Такси до центра обошлось в 30 евро - стандартная цена.

На первые две ночи в Мадриде и на последние две ночи сняли разные апартаменты (изначально не знали, сколько будем в Мадриде перед отлетом). И те, и другие, в старом городе: первые в непосредственной близости к рынку Сан-Мигель, вторые - в квартале Латина. Первый вариант понравился несравненно больше, смело могу рекомендовать. Называются Madrigal Apartamentos, находятся через Booking. Идеальны для двоих, но и с ребенком, как мы, вполне комфортно. Все чистенькое, новенькое, явно после недавнего ремонта. Есть крошечный балкончик с видом на тихую улочку. Единственный недостаток - плохая звукоизоляция в доме, такое ощущение, что слышна жизнь всех квартир с первого до последнего этажа. Но это, похоже, общая проблема для зданий в центре, в которых был сделан капитальный ремонт. Во вторых апартаментах слышимость была еще лучше :)

Вторые апартаменты - Palacio Real - рекомендовать не буду. Во-первых, хозяева (а это целая компания, не частный хозяин) привирают. Номер заявленной площадью 42 кв.метра оказался размером не более 25 кв.м. Окна - во двор-колодец, с видом на крыши. В номере не особо чисто, wifi работает с перебоями, про звукоизоляцию уже сказала. Из всего жилья, в котором мы останавливались за эту поездку, данные апартаменты стали единственным разочарованием.

Первым делом в Мадриде мы посетили рынок Сан Мигель, ибо работает он до полуночи (если не дольше). Жизнь на рынке кипит! Вообще, он больше похож не на рынок в нашем привычном понимании, а на огромное кафе. На рынке в основном продается самая разнообразная еда, в том числе морепродукты, а также выпивка. Народ угощается, курсируя от прилавка к прилавку. Сидячие места в дефиците.

Это не лапша. Мальки угрей. Попробовать не решились.

А вот и долгожданные устрицы - именно ради них я на рынок и бежала вприпрыжку!

На следующий день пешком обошли основные достопримечательности центра города.

Главная площадь (Plaza Mayor) пожалуй, одна из самых живописных в Мадриде.

На главной площади, как и в любом крупном городе, традиционно отираются разные "чучелки" или ряженые, раскручивающие туристов на подаяния. Нам, в частности, повстречались существо без головы, но в фуражке (оказавшееся женского полу) и странная блеющая коза, нервно подпрыгивающая и звенящая колокольчиком.

Не только ряженые рассчитывают на кошелек прохожего. Выйдя из офиса по туризму, расположенного здесь же на площади, я положила карту в сумку и застегнула ее, а буклет продолжала листать на ходу. Через некоторое время почувствовала толчок в бедро, висящая на плече сумка была открыта, но засунуть в нее руку мошенники не успели - я быстро среагировала. От нас торопливо стала удаляться парочка - обнявшиеся парень и девушка. Мы попытались было проследить за ними, но они мгновенно растворились в толпе. Сумку на плече я больше не носила, только перед собой, перекинув ремень через грудь.

Площадь Пуэрта-дель-Соль оказалась еще более шумной и заполненной народом. Без ряженых тоже не обошлось.

За счет чего висел в воздухе этот человек-памятник мы так и не поняли.

Район площади Испании напомнил Москву высотками в сталинском стиле. Памятник-фонтан Сервантесу и его героям хорошо вписывается в стилистику небоскребов.

Ноги за дневную прогулку мы нагрузили изрядно. А вечером ждало еще одно испытание: посещение музея Прадо. Со вторника по субботу с 18.00 до 20.00 музей принимает посетителей бесплатно. Воспользоваться этой возможностью мы и решили. И, как следовало ожидать, не только мы. Подъехав к музею около шести вечера мы обнаружили внушительную очередь, хвост которой терялся где-то за горизонтом.

Стоять в такой очереди желания не было. К тому же, складывалось ощущение, что простоять в ней можно до закрытия музея. В кассу, тем временем, можно было войти с другой стороны. Мы спросили, нельзя ли купить билет? Нет, продажа окончена, лишь в очередь за бесплатным билетом. Грустные, мы подошли ко входу в музей посмотреть, нельзя ли все же как-то просочиться. И тут нам повезло: любезный охранник дал ценный совет. Если в очереди томиться не охота, то можно купить в кассе билет на временные выставки, который стоит вдвое дешевле (7 евро вместо 14), но в часы бесплатной работы по нему открыт доступ ко всей экспозиции. В кассе нам этот билет радостно продали - странно, что кассирша сразу не предложила. Так что Прадо мы посетили не бесплатно, но за полцены. Конечно, на посещение такого музея стоит выделить времени поболее, чем два часа, но с нашим неугомонным ребенком, который начал проситься на волю в первом же зале, этого было вполне достаточно!

Фотографировать в Прадо нельзя. Но, если очень хочется, то можно :)

Кстати, выйдя "на волю", очереди мы не обнаружили. Но все равно рады, что в ней не стояли.

Просто немного мадридских фото-зарисовок

Северный маршрут

Это - картинка нашего Маршрута из Мадрид на север и обратно.

Более подробно: Наш маршрут на карте Google

ИТАК, утром 7 мая мы стартовали из Мадрида.  Отправление слегка затянулось в связи с продолжительным поиском офиса рент-кара на вокзала Аточа. Опрошенные аборигены (в том числе из информационного офиса) указывали весьма туманные направления. Наконец "гнездо" прокатчиков было обнаружено. Но офиса компании Centauro, где был забронирован наш автомобиль, не наблюдалось. Наугад зашли в одну из местных контор. Служащая сказала, что никакого Centauro не знает, а потом что-то поискала в компьютере и радостно объявила: "Да вы же наши клиенты!".  Centauro оказался брокером. От офиса до гаража, где на вокзале Аточа выдают все машины, путь не самый близкий - минут 10 пешком. Но зато машину получили мгновенно. При сдаче никаких проблем не возникло. Компании Atesa можно поставить плюс - все четко, без обмана и очень любезный персонал.

Первый отель был забронирован в городке Комильяс (Comillas) на берегу Бискайского залива, это самый край провинции Кантабрия, уже практически на границе с Астурией. А первой остановкой в пути - пообедать и размять ноги - стал город Бургос. Безусловно, этот великолепный город заслуживает подробного знакомства, а не визита на пару часов. Но - время, время, где же его взять!

Бургос - не суетный, очень зеленый, уютный - покорил нас с первого взгляда, еще из окна автомобиля. Кружевные башни собора, всплывшие над набережной, указали правильное направление движения. Парковку - бесплатную! - без труда нашли на тенистой площади рядом с набережной реки Арлансон.

Через древнюю арку выходим на маленькую тихую площадь, над которой высится махина собора (вернее, его часть). Его размеры и красота поражают!

В кафе выбрали комплексное меню с супчиком. Супец оказался странным - в нем плавала белая густая масса, очень напоминавшая свиной жир. Мы опасливо похлебали, а потом все же спросили у официанта - что бы это было? Pan (хлеб) - последовал ответ. Это порадовало, но осадочек все равно остался, как-то не слишком аппетитно блюдо выглядело :)

Бургос - одна из важных остановок на паломническом пути Святого Иакова к городу Сантьяго-де-Компостелла. В Бургосе мы как раз впервые и увидели паломников, которых тут довольно много. А с одним из изможденных путников пообщались на лавочке напротив Кафедрального собора.
С сожалением распрощавшись с Бургасом, мы двинулись к берегу Бискайского залива, в городок Комильяс.

Комильяс (Comillas)
Про этот городок я вычитала в отчете на форуме Винского. Почетный путешественник savl1 очень душевно его описал (впрочем, он и другие городки в тех местах описал душевно, задав для меня некую траекторию маршрута).

День клонился к вечеру, но до 22.00 - часа икс заселения в отель - еще оставалось несколько часов. Так что мы не переживали, что поиски отеля в этом маленьком городке затянутся. Первый тревожный сигнал поступил от навигатора - он объявил, что искомая улица ему неизвестна. Ну ладно, уж как-нибудь сориентируемся на местности, - подумали мы. Но Комильяс оказался хоть и мал, но не прост: узенькие улочки с односторонним движением, крутые подъемы и спуски, в общем, отель мы искали более часа. Советы двух подвыпивших дедушек у одного из баров совсем не помогли, помогла встреча с таксистом, сумевшим показать нам рукой тот самый холм, где приблизительно находился отель, а также набросавшим на бумажке примерную схему движения.

Отель встретил полнейшей тишиной и наглухо закрытыми дверями (хотя десяти еще не было). Но минут через 10 после звонка по указанному на дверях телефону из недр отеля выполз добродушный старичок и запустил нас внутрь. На наши стенания о том, как трудно было отыскать отель, он смущенно потупился. Судя по всему, не мы одни блуждали.
А наш номер оказался просто расчудесным: две огроменные комнаты (гостиная и спальня), в каждой - кондиционер, который в нашем случае работал на обогрев, балкон с видом на океан, полностью укомплектованная кухня, очень чисто. Наилучшие рекомендации (бронировала через Booking)!

Утром побродили по Комильясу, не просто симпатичному, но и обладающему любопытными достопримечательностями.

Через городок, кстати, также проходит Путь Св.Иакова - северный маршрут Camino del Norte, о чем свидетельствуют указатели и встречающиеся пилигримы.

На уютной главной площади - Фонтан трех труб. Его венчает светильник в память о том, что Комильяс стал первым городом Испании с уличным освещением.

В числе главных достопримечательностей городка - вилла "Каприз" (El Capricho), спроектированная Гауди, одно из немногих произведений архитектора, расположенное за пределами Каталонии. На территорию виллы и в саму виллу мы не пошли (прочитала, что смотреть внутри практически нечего), полюбовались на домик-пряник из-за забора.

На холме вблизи виллы "Каприз" стоит великолепный дворец Собрельяно, построенный в конце XIX века для местного маркиза. Посетить дворец можно лишь в составе организованной группы, до следующей экскурсии оставалось минут 40, а времени ждать у нас, увы, не было.

На противоположном холме виден некий замок пурпурного цвета. На самом деле - это бывший Папский католический университет, а ныне - Международный центр изучения испанского языка и культуры. Эх, какие чудные пейзажи для погружения в испанский язык!

Попрощавшись с симпатичным Комильясом мы покатили по прибрежной дороге в сторону места следующей ночевки, Кудильеро, любуясь яркими, сочными пейзажами.

Заехали в городок Льянес (Llanes), где с большим удовольствием погуляли по променаду Святого Петра, оборудованному на холме над океаном еще в 1847 году. Променад длинный, весь не обошли.

В порту Льянеса приобщились к современному искусству в виде расписанных бетонных блоков, выложенных вдоль волнореза. Виды на эти кубы открываются еще с променада. Произведение называется "Кубы памяти".

Из Льянеса взяли курс к очередному месту ночевки в окрестностях Кудильеро (Cudillero). Дорога проходила вдоль подножия горного массива Пики Европы. Вершины густо окутывал туман. И вдруг - небо над горами прояснилось. Эх, рвануть бы туда, полюбоваться красивейшими горными озерами долины Кавадонга, но такое путешествие заняло бы несколько часов, а уже вечерело и еще предстояло найти отель. Решили, если утром будет хорошая погода, вернуться назад и отправиться в горы. Но утро встретило мелким дождем и густой облачностью :(

Несмотря на опасения, отель Casona de Llanorrozo Apartamentos Rurales мы нашли мгновенно. Он расположился прямо у съезда с автотрассы. Отель достаточно приятно выглядел на Букинге, но наяву он оказался просто роскошным, чего трудно было ожидать от деревенской гостиницы!

Апартаментов в отеле не больше десятка, из каждых выход на мини-террасу с видом на зеленую лужайку. К услугам гостей - бесплатные велосипеды. В подарок при заселении - бутылка сидра во льду. А какие стильные номера! Где-нибудь в Финляндии подобная роскошь стоила бы минимум 100 евро за ночь, мы заплатили 50 с копейками за апартаменты с двумя спальнями, двумя туалетными комнатами и столовой. В общем, наилучшие рекомендации! Полюбуйтесь, какая красота:

Апартаменты так нам понравились, что мы приняли решение остаться в этом месте на 2 ночи вместо запланированной одной. Ведь вокруг столько всего интересного! Чрезвычайно приятный парень на ресепшн подробно рассказал нам об окрестных достопримечательностях, снабдил кучей карт и буклетов.

Первым делом, по его наводке, мы отправились любоваться вечерними пейзажами с мыса Cabo Vidio, к маяку.

Следующий день, как я уже написала, выдался пасмурным. Так что путешествие в горы отпало. А мы, по совету парня с ресепшн, отправились в городок Луарка. Но сперва поехали по прибрежной дороге, дабы заценить провинциальные пейзажи. Сперва завернули на Пляж Тишины (Playa del Silensio)

По пути снова попадались указатели на маршрут пилигримов.

В одной из деревенек натолкнулись на памятник характерным астурийским постройкам: оррео, амбарам для хранения зерна.

В траве и кустах вокруг "памятника" обнаружилось огромное количество гигантских улиток. Устроили им фотосессию.

А вот и Луарка. Парень из отеля был прав: действительно, милейший городок!

На набережной - множество ресторанов, в основном - с морской кухней. Мы остановили свой выбор на вот этом при "Балтийском" отеле. Не пожалели: споро, вкусно, обильно. Вот только устриц не оказалось, предложили придти за ними на следующий день :(

А это выбор морских гадов в одном не особо крупном супермаркете рядом с Луаркой. Впечатляет, не правда ли?

Из Луарки направились в обратном направлении, в городок Авилес (Aviles), о котором я вычитала в упомянутом ранее отчете. Автор назвал его одним из самых интересных городков Испании. На нас Авилес ошеломительного впечатления не произвел. Внимание заслуживает лишь самый центр (нашли с трудом), который ну ооочень маленький. Но фотографии получились живописные - краски центральной части, действительно, сочные. Особый колорит придает цветной тротуар.

Длинный туристический день завершили коротким визитом в Кудильеро (Cudillero). Собственно, ради этого городка я и бронировала проживание в том месте. Во многих отчетах читала восторженные описания разноцветных домиков, карабкающихся вверх по склонам вокруг небольшой бухты. Менеджер в отеле сказал нам, что Кудильеро - слабое подобие Луарки. И мы с ним согласны. Хотя городок мил, в нем определенно приятно прогуляться вечером, посидеть в одном из многочисленных ресторанчиков.

Но мы лишь взглянули и отправились домой, спать, ибо подъем предполагался очень ранним - до прилива океана надо было успеть в одно удивительное место!

Ранним утром следующего дня, с сожалением попрощавшись с уютным отелем, мы отправились к берегам Галисии, на пляж Playa de las Catedrales, названный так благодаря величественным скалам, напоминающим кафедральные соборы, увидеть которые и походить вокруг них по упругому песку можно только во время отлива. Расписание отливов- приливов имеется в сети: http://www.tablademareas.com/es/lugo/ribadeo

Мы еле-еле успели, вода потихоньку начала прибывать, и в некоторые места уже было не пройти. В одной из пещер обосновался музыкант, игравший на волынке , эхо создавало волшебный эффект, под такой аккомпанемент пляж кафедральных соборов казался еще более грандиозным!

В скалах множество пещер или гротов с разноцветными стенами, к которым прилепились мидии и прочие подводные обитатели.

Наш дальнейший путь лежал к "мекке" паломников - Сантьяго-де-Компостелла. Город произвел ошеломительное впечатление! К сожалению, фотографии не передают в должной мере его удивительной привлекательности. Возможно, потому, что цвета самого города неярки, преобладает песчаный оттенок. Опять же, главную жемчужину города - гигантский кафедральный собор, от вида которого непроизвольно открывается рот, невозможно отобразить с помощью фотографии - он просто не вмещается в объектив, это как отдельный город в городе. Все четыре фасада собора архитектурно абсолютно разные.

Мы зашли в собор, когда там шла служба. Огромный зал в форме креста был плотно забит паломниками и прихожанами. Играл орган, что-то пели детские ангельские голоса, звучали молитвы и порой к сводам собора улетало тихое "аминь", шепотом произносимое многоголосым хором верующих. Просто мурашки по коже!

Снимать в соборе во время службы было нельзя, и мы вернулись туда позже.

Нам посчастливилось обнять Святого Иакова. Его большая деревянная фигура, сидящая на троне, возвышается в сооружении типа ковчега (не знаю верного названия). Отстояв небольшую (в нашем случае) очередь, к фигуре можно подняться по лестнице и обнять святого за плечи, щедро усыпанные драгоценными камнями. Что мы и сделали. Вниз спускаются по другой лестнице, ступени заметно истерты!

Конечно же, Сантьяго просто наводнен паломниками самых разных возрастов и национальностей. В основном они пребывают в приподнятом настроении - трудный путь позади, цель достигнута! Теме пути и путников соответствуют и "живые скульптуры", городская атрибутика и даже кондитерские изделия.

Прогулялись по милым улочкам Сантьяго, перекусили, кстати, самый вкусный осьминог по-галисийский был именно в Сантьяго. Ну как же, это ведь Галисия! Хотя, если честно, на Майорке и Канарах это блюдо было еще вкуснее.

Прощаться с Сантьяго было жалко до слез! Атмосфера города необычайно гармонична и душевна. Будем просить у Святого Иакова еще одной встречи с его городом!

Ну а нас ждала последняя остановка перед возвращением в Мадрид. Мы направились в галисийскую области Рибейра Сакра (Ribeira Sacra), дабы полюбоваться красивейшими пейзажами каньона реки Силь. Отмечу сразу: ехать в те края надо минимум на три дня, а лучше на неделю, а то и парочку. Смотреть там не пересмотреть: можно путешествовать на корабликах и катамаранах по рекам Силь и Миньо, купаться, посещать монастыри, дегустировать вина на виноградниках, гулять по уютным городкам и деревенькам...  У нас времени было впритык - один вечер и утро следующего дня, так что увидели просто крохи.

карта Рибейры Сакра
Мы остановились в очень симпатичном B&B Casa Reboiro на окраине городка Monforte de Lemos (на карте примерно в центре). Навигатор снова сошел с ума и, вместо отеля, завел нас в поля со страусиной фермой. Жить среди старусов не хотелось, поэтому мы отыскали Турофис в центре городка и уточнили дорогу.

Первым делом отправились искать смотровые площадки на каньон реки Сил. В темпе, пока солнце не село, посетили 4 или 5 площадок. Ну что сказать - нет слов, КРАСОТА!

Заехали в один из отелей сети Parador - все они, по крайней мере, большинство, расположены в бывших монастырях. Этот возвышался на холме над городком Monforte de Lemos. Обстановка в отеле роскошная!

Утром посетили еще один мирадор на берегу реки Силь, перешли реку по старому мосту и немного прогулялись вдоль берега.

Гуляли бы и гуляли там бесконечно, но нас ждал длинный перегон в Мадрид. Мадрид встретил пробками, жарой в 30 градусов, воскресной толкотней - казалось, весь город вышел на улицу. Очень хотелось от всей этой суеты снова сбежать в тихие северные края...

1. Ирина! Как всегда прекрасный отчет!

2. чудесный отчет, читала с удовольствием!!!